Уфимский планетарий Федерация УШУ Республики Башкортостан Физика вокруг нас Башкортостанское Региональное Отделение Федерации Космонавтики России
 

Фестиваль неправильного кино 2009

Третий год подряд в нашем городе проходит фестиваль неправильного кино от журнала «Выбирай», предназначенный для всех поклонников элитарного кинематографа, уставших от бездумных картин Голливуда.

Если все киноискусство представить в виде человеческого тела, то арт-хаус — голова, светлая, думающая, настоящая. Как «Голова профессора Доуэля», отделенная от тела и живущая автономно, так и элитарное, андерграундное киноискусство живет своей жизнью, не направляя взоров в сторону массового кино, с сердцем в Голливуде. Иногда, очень редко у этой головы бывают праздники, именно таковым событием является «Фестиваль неправильного кино 2009». В рамках этого крупного события были собраны ленты с самых разных уголков планеты, от Австралии до Японии, от США до России, ленты именитых режиссеров от Мишеля Гондри до Павла Лунгина, актеров от импозантного Габриеля Гарсия Берналь до знаменитого Джона Малковича и нашего «отшельника» Петра Мамонова. 
 

Открытие «Неправильного кино» произошло картиной испанского режиссера Хавьера Гутьерреса - «3 дня», прекрасной фантастической драмой о  конце света. В отличии от привычных нам сценариев в подобных фильмах, таких как «Армагеддон», «Столкновение с бездной», где группа отважных людей пытается спасти планету или хотя бы себя, попутно проявляя самые лучшие и худшие качества человеческой натуры, они все-таки спасают мир от катастрофы, становятся героями, выживают в конце концов. Но не в картине «3 дня». Тут то мы и видим отличие от Голливудских фильмов. Лента не покажет ни попыток выжить, да и вообще про конец света там очень мало. Есть семья, есть преступник вышедший на свободу, пустой город, отчаявшиеся жители, и месть, холодная последняя месть. Хавьер вскрывает язву человеческой психики достает оттуда самые потаенные желания, мотивы, которые могут быть у обреченных на смерть, как Оливер Сакс в своей книге «Мужчина, который считал свою жену за шляпу». Помимо замечательного и продуманного сюжета, восхищает красота картины, композиция коей наполнена множеством символов, знакомых каждому человеку и определяющих его эмоциональное принятие фильма.  
 

«Маскарад». Лента, напомнившая мне славный фильм Эмира Кустурицы - «Черная кошка, Белый кот».Как и в последней, главным событием в фабуле является свадьба. А точнее подготовка к ней, хотя и это не точно, поскольку жениться на главной героине никто не намерен, кроме ее возлюбленного, но заботливый брат не разрешает молодым быть вместе. А еще пускается слух о неком миллионере, желающем взять ее в жены, вот тут-то и начинается комедия. Люди хотят стать ближе к потенциально богатой семье, потому уступают им места в кафе, несут подарки, всячески намекают на помощь в подготовке свадьбы. Карусель смешных ситуаций и казусных шуток Лаиса Самеля, алжирского режиссера, а также главного действующего лица в фильме, не может не заинтересовать любителей жанра комедия.
 

Следующей картиной является французская комедия - «Я всегда хотел быть гангстером» Самюэля Баншетри. Четыре истории и маленький эпилог, связанные между собой местом действия, забегаловкой возле шоссе, снятые в черно-белых тонах, с интересными вставками в стиле немого кино. Каждый из героев истории так или иначе связан с криминалом, кто-то грабит кафе прямо сейчас, а пять стариков, сидящих в углу, вспоминают это место как свое укрытие после нападений на банк. В целом лента сильно похожа на «Кофе и сигареты» Джима Джармуша, а вторая по счету история про злополучное похищение суицидальной девочки-подростка с целью выкупа, смотрится как новая версия рассказа О. Генри - «Вождь краснокожих».
 

«Что самое ценное на свете? Дохлая кошка. Почему? Никто не сможет назвать ее цены» - в принципе фильм российского режиссера Якова Каждана «Дохлая кошка», не имеет цены, она не бесценна, нет, на мой взгляд она вообще не может считаться ценностью. Глупые диалоги, мотивы  легендарных «Прирожденных убийц», и российская действительность, немного любви и мудрости великого лао, теперь перемешать и воаля картина готова к просмотру. Мне искренне не понравилась эта лента, и я хотел было уже разочароваться в российском арт-хаусе, пока не посмотрел еще один отечественный фильм - «Царь» Павла Лунгина. Никогда не думал, что исторический фильм будет столь захватываще интересен. Порадовал тандем Лунгина и Петра Мамонова. Вдвоем они уже были в фильме «Остров», драме о искуплении, вере, дружбе.
 

Следующее, что захватило внимание, - «Токио!». Фильм-альманах, собравший три совершенно разные истории, снятые такими режиссерами как Джун-хо Бон, Леос Каракс и Мишель Гондри. Единственно что объединяет эти короткометражные ленты — место действия Токио, через призму фильмов, мы видим с совершенно разных ракурсов этот величественный город. Собственно альманах «Токио!» есть продолжение таких фильмов, как «Париж, я люблю тебя», «Лондон».  После просмотра ленты остаются самые теплые впечатления о городе, хочется самому окунуться в перепитии историй этого мегаполиса.
 

Последний, достойный внимания фильм «Бесчестье». Это драма от Стива Джейкобса, с неповторимым Джоном Малковичем в главной роли. Жизненная история любви и падения, рассовых проблем и борьбы с ними на бытовом уровне. Режиссер взял казалось бы простой сюжет о преподователе в университете, соблазнившим студентку, а затем вынужденным уехать в пост-апортеидскую ЮАР. Но на смене географического места жительства проблемы героя не заканчиваются. Остро поднят вопрос рассовой дискриминации и мщения, коему подвержены жители ЮАР, в отношении белых «гринго». Но дело не только в сюжете. Превосходная режиссерская работа создает ощущение новаторства в представленном фильме.
 

Хочется рассказать еще о представленных на фестивале фильмах, тем более что и лент было несколько больше, чем представленно в этой рецензии, но некоторые фильмы, к сожалению, не столь интересны, чтобы останавливаться на них подробнее.  В заключении обращу внимание на один интересный факт, или скорее специфику нашего города.

 У нас совсем нет интеллектуальной пищи в области кинематографии, и эти маленькие порции в виде фестиваля неправильного кино крайне необходимы. Конечно, не стоит грешить и говорить, что Голливуд совсем захватил кинотеатры, ведь все еще существует киноклуб «cinemateca» в кинотеатре «Родина», но для миллионного города одного сеанса альтернативных картин катострофически мало. Такое положение вещей простирается по всей территории нашей страны за исключением двух столиц, имеющих специализированные кинотеатры.

 

Колодин Артем

 

Если отойти от темы храмов кино и обратить взор на телеэфир, который мог быть разнообразнее, то тут нас встречает культурный вакуум. Передачи «Закрытые показы», «Другое кино», «Модное кино» закрыты, остается уповать на телеканал «Культура»  и ждать следующего года, следующего фестиваля.

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Что я могу писать?
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.